Изменения в правила Техосмотра в 2020 г.
На портале нормативно-правовых актов опубликован проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств».
Нововведения заработают с 8 июня 2020 г.
ID проекта: 02/07/08-19/00094225
Разработчик: Минтранс России
Ключевые слова: технический осмотр, диагностическая карта
Основание для разработки проекта акта: Федеральный закон № 122-ФЗ
Наименование: О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств
Дата окончания публичного обсуждения: 18 февраля 2020 г.
Федеральным законом от 06.06.2019 № 122-ФЗ вводится обязанность формирования диагностической карты в электронном виде, изменяется перечень обязательных документов, представляемых оператору станции техосмотра, уточняются случаи отказа в оказании услуг по проведению технического осмотра (ТО), а также устанавливаются требования к использованию передвижных диагностических линий.
Также уточняются обязанности оператора техосмотра (далее ТО) по проведению визуального осмотра транспортных средств (ТС), предоставляемых для проведения технического осмотра, на предмет соответствия идентификационных номеров, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, шасси), идентифицирующих транспортное средство, с представленными документами на ТС. Данное требование предполагает, что в случае несоответствия идентификационной маркировки представленного для проведения ТО транспортного средства регистрационным данным, оператором ТО будет производиться соответствующая запись в диагностическую карту в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО).
Проектом постановления устанавливается порядок аннулирования диагностической карты в случае ее оформления без фактического проведения технического осмотра или при проведении которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности (Приложение № 8 ТР ТС 018/2011). В данном случае диагностическая карта аннулируется органом государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств, о чем информируется страховщик, заключивший договор обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств на основании данной диагностической карты.
В проекте изменений уточняется механизм контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации ТС на природном газе, а именно:
- дополняет Правила проведения технического осмотра транспортных средств требованием об указании в диагностической карте сведений по газобаллонному оборудованию;
- газовом баллоне (газовых баллонах): номер свидетельства, год выпуска баллона, его серийный номер, даты последнего и очередного освидетельствований.
Введение требования относительно ТС оборудованных ГБО обосновывается отсутствием контроля за ТС с газобаллонным оборудованием. По оценкам экспертов (на эти сведения ссылается пояснительная записка к проекту изменений), надлежащий контроль проходит не более 10% транспортных средств (преимущественно эксплуатируемых организациями общественного транспорта). Особую обеспокоенность вызывает отсутствие контроля за таким компонентом, как газовые баллоны для компримированного природного газа (сжатый газ) объемом менее 100 литров, которые эксплуатируются при давлении 200 атм., но по которым органами Ростехнадзора не осуществляется индивидуальный учет.
Большинство используемых в РФ газовых баллонов относятся к первому и второму типам, то есть допускают возможность разрушения путем взрыва. По прогнозам экспертов такая структура используемых газовых баллонов сохранится в течение продолжительного времени.
Поставленная Правительством РФ задача по развитию рынка природного газа как популярного моторного топлива требует качественного увеличения количества транспортных средств на природном газе, используемого во всех сферах (в том числе и в личном парке). Соответственно, требуется создание эффективного механизма контроля за соблюдением требований безопасности при эксплуатации такой техники.
Существующая форма диагностической карты не позволяет обеспечить ни сбор информации об используемом оборудовании, ни проверяемость соблюдения владельцами транспортных средств требований о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, необходимость которых предусмотрена подпунктом 9.8.3 приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
Предлагаемые изменения предусматривают необходимость внесения в диагностическую карту фактических данных о свидетельстве и используемых газовых баллонах, которые могут быть предметом проверки, а также источником статистических данных.
Текст проекта:
О внесении изменений
в Правила проведения технического осмотра транспортных средств
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7397; 2012, № 49, ст. 6881; 2015, № 24, ст. 3478; № 46, ст. 6383; 2018, № 8 ст. 1219).
2. Установить, что указанные изменения вступают в силу 8 июня 2020 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Мишустин
И З М Е Н Е Н И Я, которые вносятся в Правила проведения технического осмотра транспортных средств:
1. Пункт 1 после слов «связанным с проведением технического осмотра» дополнить словами «транспортных средств категорий М2 и М3, учет которых осуществляется в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации,».
2. Пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:
«При внесении изменений в конструкцию транспортного средства эти изменения подтверждаются разрешением на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного транспортного средства и протоколом проверки безопасности конструкции транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями, выданных в соответствии с Правилами внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации колесных транспортных средств и осуществления последующей проверки выполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств»*, для последующего подтверждения соответствия представленного на технический осмотр транспортного средства обязательным требованиям безопасности при проведении процедуры внесению в его конструкцию изменений.».
3. Дополнить сноской * следующего содержания:
«*Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. № 413 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 15, ст. 1779)».
4. Пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Технический осмотр проводится операторами технического осмотра, аккредитованными в установленном порядке для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств, предусмотренным приложениями № 1 и 2 (далее – операторы технического осмотра).».
5. Пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Операторы технического осмотра обеспечивают размещение в сети Интернет и в удобном для ознакомления владельцами транспортных средств месте и виде в пунктах технического осмотра и местах работы передвижных диагностических линий текста Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», настоящих Правил, информации справочного характера (в том числе адресов оператора технического осмотра, пунктовтехнического осмотра и мест работы передвижных диагностических линий (при их наличии), номеров телефонов, адреса электронной почты, адреса сайта оператора технического осмотра в сети Интернет), актуальной информации о режиме работы пунктов технического осмотра и передвижных диагностических линий (если имеются), информации о размерах платы за услуги по проведению технического осмотра, перечня документов, необходимых для прохождения технического осмотра, копии аттестата аккредитации оператора технического осмотра и сведений о наличии передвижных диагностических линий (если имеются), типовой формы договора о проведении технического осмотра, а также информации о возможности предварительной записи на технический осмотр.».
6. В пункте 9:
1) слова «вне зависимости от места регистрации» заменить словами «или на любую передвижную диагностическую линию, использующуюся оператором технического осмотра, с учетом особенностей проведения технического осмотра вне пунктов технического осмотра, установленных данными Правилами, вне зависимости от места государственной регистрации»;
2) в подпункте «а» слова «, и доверенность (для представителя владельца транспортного средства)» исключить;
3) в подпункте «б» после слов «паспорт транспортного средства» дополнить словами «(выписка из электронного паспорта транспортного средства)».
7. Пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. В случае непредставления заявителем указанных в пункте 9 настоящих Правил документов, либо отказе от оплаты услуг по проведению технического осмотра оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру.».
8. Пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Оператор технического осмотра производит идентификацию номеров компонентов транспортного средства (кузова, рамы, кабины, шасси) и данных, указанных в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство.
При несоответствии номеров компонентов транспортного средства с данными, указанными в представленных документах, оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру.
Информация об отказе в оказании услуг по проведению технического осмотра по основанию несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, вносится оператором технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра с указанием выявленных несоответствий.
В случае соответствия транспортного средства данным, указанным в представленных документах, это транспортное средство допускается к проведению технического диагностирования.
До начала проведения технического диагностирования заявителем производится оплата услуг, оказываемых по договору о проведении технического осмотра, что подтверждает заключение указанного договора.».
9. Пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. Техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра или физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, имеющего одну диагностическую линию, отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в соответствии со сведениями, размещенными в реестре операторов технического осмотра.».
10. Пункт 13 изложить в следующей редакции:
«13. Техническое диагностирование проводится с помощью средств технического диагностирования, в том числе передвижных средств, и методов органолептического контроля на пунктах технического осмотра или с использованием передвижных диагностических линий, обеспечивающих выполнение в полном объеме процедуры технического осмотра, в соответствии с требованиями к производственно-технической базе, перечня документов в области стандартизации, к фотографическому изображению транспортного средства и к точности определения координат места проведения технического диагностирования.».
11. Пункт 15 изложить в следующей редакции:
«15. По результатам технического диагностирования технический эксперт осуществляет оформление диагностической карты в форме электронного документа в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра и выдачу заявителю диагностической карты на бумажном носителе (по запросу заявителя) по форме согласно приложению № 3 к настоящим Правилам, содержащей заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее допуск транспортного средства к участию в дорожном движении).
Правила заполнения диагностической карты утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.».
12. Пункт 16 изложить в следующей редакции:
«16. Транспортное средство, в отношении которого оформлена диагностическая карта, содержащая заключение о несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (не подтверждающая допуска транспортного средства к участию в дорожном движении), подлежит повторному техническому осмотру, проводимому в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных статьей 18 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».».
13. Дополнить пунктом 17 следующего содержания:
«17. Оформленной в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра диагностической карте присваивается регистрационный номер.».
14. Дополнить главой III следующего содержания:
«III. Особенности проведения технического осмотра вне пунктов технического осмотра с использованием передвижных диагностических линий
15. Использование передвижных диагностических линий аккредитованными операторами технического осмотра производится в целях обеспечения гарантий прав владельцев транспортных средств на проведение технического осмотра на территориях субъектов Российской Федерации.
16. Оператор технического осмотра проводит технический осмотр транспортных средств с использованием передвижных диагностических линий в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен пункт технического осмотра оператора технического осмотра-владельца передвижной диагностической линии в соответствии с данными реестра аккредитованных операторов технического осмотра.
17. Основанием для организации проведения технического осмотра с использованием передвижных диагностических линий вне пунктов технического осмотра является необходимость выполнения требований минимальных нормативов обеспеченности населения пунктами технического осмотра, утвержденных уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, установленной Правительством Российской Федерации.
18. Адрес места работы (в том числе координаты) передвижной диагностической линии вне пункта технического осмотра в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в которых не соблюдаются минимальные нормативы обеспеченности населения пунктами технического осмотра, согласовываются оператором технического осмотра с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие мер по организации проведения технического осмотра.
19. График работы пункта технического осмотра, использующего передвижную диагностическую линию вне пункта технического осмотра
(с учетом климатических условий эксплуатации, установленных заводом-изготовителем передвижных диагностических линий), согласовывается с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие мер по организации технического осмотра в регионе.».
20. Дополнить главой IV следующего содержания:
«IV. Порядок аннулирование диагностической карты
23. При выявлении обстоятельств, указанных в пункте 10 статьи 19 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», должностным лицом уполномоченного органа государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств по решению руководителя (его заместителей) данного органа осуществляется аннулирование диагностической карты путем внесения соответствующих сведений в Единую автоматизированную информационнуюсистему технического осмотра после решения вопроса о привлечении к административной ответственности за оформление этой диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и оформления данной диагностической карты.
24. Об аннулировании диагностической карты указанное в пункте 23 настоящих Правил должностное лицо информирует страховщика, заключившего договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании данной диагностической карты, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.».
21. В приложении № 1 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств:
1) в пункте 18 слова «таблицы 6а ГОСТ Р 51709-2001»
заменить словами «пунктов 3.1-3.5, а также таблицы 3.1 приложения № 8
к ТР ТС 018/2011»;
2) пункт 36 дополнить предложением следующего содержания:
«Механические повреждения газовых баллонов не допускаются»;
3) в позиции 55 слова «Транспортные средства должны быть оснащены ремнями безопасности.» заменить словами «Места для сидения в транспортных средствах, конструкция которых предусматривает наличие ремней безопасности, должны быть ими оборудованы в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, действовавших на момент выпуска транспортного средства в обращение.»;
4) в позиции 83:
после слов «выводить на печать информацию о регистрационных данных транспортного средства (идентификационный номер, государственный регистрационный номер» дополнить словами «, при их наличии»;
третье предложение изложить в следующей редакции «Контрольное устройство (тахограф) должно быть проверено, в том числе откалибровано, в соответствии с требованиями ЕСТР, не позднее 2 лет до дня предоставления транспортного средства на очередной технический осмотр, иметь знак официального утверждения типа.»;
5) дополнить позицией 84 следующего содержания:
«84. | Ток утечки не должен превышать 3 мА (для электромобилей и гибридных транспортных средств) | ХХ | ХХ | ХХ | ХХ | ХХ | ХХ | Х- | Х- | ХХ»; |
6) в сноске 2 после слов «используемые на транспортных средствах других типов» добавить слова «, при условии соблюдения требований ТР ТС 018/2011»;
7) в сноске 3 абзац второй исключить.
15. В приложении № 2 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств наименование столбца «Продолжительность технического диагностирования» дополнить сноской «**» следующего содержания:
«**Продолжительность указана из расчета проведения технического диагностирования транспортного средства одним техническим экспертом и может быть уменьшена с учетом особенностей организации проведения отдельных технологических операций (характеристик диагностического оборудования и используемого программного обеспечения, количества постов диагностики, количества технических экспертов, проводящих техническое диагностирование одного или нескольких транспортных средств одновременно), при условии соблюдения Правил проведения технического осмотра транспортных средств.».
22. В приложении № 3 к Правилам проведения технического осмотра транспортных средств:
1) после слов «Пункт технического осмотра» дополнить словами «(передвижная диагностическая линия)»;
2) после графы «Пробег ТС:» дополнить графами следующего содержания:
« | Сведения по газобаллонному оборудованию (номер свидетельства о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования и дата его очередного освидетельствования): | |
Сведения о газовом баллоне (газовых баллонах) (год выпуска, серийный номер, даты последнего и очередного освидетельствования каждого газового баллона): | »; |
3) после поля «Дата: » дополнить полем следующего содержания:
«Повторный технический осмотр провести до: ».